Олимпиадные задания

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ 6 КЛАССА




ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА

Всероссийская олимпиада (школьный этап).  2010-2011 уч.г.     
1. Что влияет на произношение согласного звука? Укажите, какой звук выражен предлогом «с».
Вместе с Борей прибежал щенок.
В плавании с Жорой не мог соревноваться никто.
Дежурными были Володя с Шурой.
Мы с Тамарой ходили парой. 
На столе стоял стакан с чаем.
Антон с Димой дружат с первого класса.
2. Найдите и исправьте ошибки:
А. И тут Петька рассказал мне автобиографию своего знаменитого деда.
Б.  Слушая учителя, мне стало очень скучно.
В. Гаврила с раннего утра косил сено на лугу за речкой.
3. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчётом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть слово. О каком слове идёт речь?
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье.
4. Укажите в тексте фразеологизм библейского происхождения (библеизм). Что он означает?
Мы книг в блокаду все-таки не жгли.
Рука не поднималась. Не могли.
Как не морозило, как не знобило,
Не бросили в печурку ни одной.
А вот на хлеб насущный, хлеб земной
Шекспира поменяли. Это было.            И. Фоняков
5. Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной». Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.
6. Распределите слова по трём группам:  а) с нулевым окончанием, б) фонетически выраженным окончанием, в) без окончания. Бесценный, могуч,  волчий, опасность, кенгуру, домой, приберёг, хороша, дороже, влево, своего, купи.
7.  Слова каких знаменательных (самостоятельных) частей речи могут заканчиваться на и? Приведите примеры (допустимы любые формы слов).
8. Какими  формами глагольного наклонения выражены значения условия и следствия в первой и второй частях сложного предложения? Знай я ремесло, жил бы в городе.
9. В языке, как Вы знаете, отражается картина мира народа. Как Вы думаете, какие из названий сторон света свидетельствуют о том, что наши предки считали, будто Солнце вращается вокруг Земли? 
Олимпиадные задания по русскому языку.    Мой русский язык
1. Объясните причины орфографических ошибок в словах жолтый, вчира, сапок, ноч.
2.Катя жалуется маме на щенка:
- Он мой тапок куда-то утащил! Мама, улыбаясь, отвечает: - Надеюсь,  твой  любимый юбок от него еще не пострадал? Объясните, почему мама так ответила дочери.
3. Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.
1. Всем сестрам по ……... 2. В ……….. омуте черти водятся. 3. …….. платит дважды. 4.  …….. все стерпит. 5. Дела ……, …..  пишет.
4. Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.
5. Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.
6. Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.
- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. – Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!< …>. И медведь уйдет.
Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском  языке?
7. Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.
Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.
8. Отметьте неверное утверждение:
Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.
Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.
9. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему?
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Выделите в них корень.
10. Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов на Е нет слова есть?
11. Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).
12. Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа. Коров, домов, столов, голов, подков. В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?







Комментариев нет:

Отправить комментарий